60 — 80-е: искусство СССР в стекле и керамике.

В 2017 году исполняется век революции 1917 года. С этой же даты исчисляются и культурные изменения в жизни российского общества. Годы шли своим чередом, и вот наступили 60-е, к ним принято романтично относиться: оттепель же, весна!

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
ул. Зверинская, д.4; sov-art@mail.ru
Главная Все предметы Иконы Икона "Богоматерь Феодоровская" в киоте

Категории

#9365: Икона "Богоматерь Феодоровская" в киоте

Россия, мстерско-палехский круг, начало ХХ века.
Дерево; левкас, масло, темпера. Киот современный, выполнен в русском стиле.

Богоматерь склонила главу к Младенцу, который прильнул к Ее правой щеке. Правая рука Богоматери поддерживает Сына, причем все персты, кроме большого, скрыты хитоном Младенца. Левая рука приподнята в указующем жесте. Спаситель левой ручкой обнял Мать за шею, правую простер перед собой. В нимбе Христа девятичастное перекрестье с буквами «wон» (часть слова «wон» - Сущий).
Слева от нимба Христа нанесена Его теонимограмма «IC.XC.» В верхних углах теонимограмма Богоматери «МР./OY.»

Иконография: первоначальная чудотворная икона Феодоровской Богоматери, датируемая XIII веком, ныне находится в соборе Богоявленского монастыря в Костроме. От древней живописи на ней сохранились незначительные фрагменты, но, очевидно, основные иконографические особенности остались неизменными. К числу таких особенностей относится обнаженная до колена левая ножка младенца и звезды в виде ромбических запон-квадрифолиев на мафории Богоматери. Икона принадлежит к типу «Умиление» и нередко рассматривается как вариант «Богоматери Владимирской».

Согласно пространному сказанию об иконе, появившемуся около 1670г., она была принесена в Кострому 15 августа 1239 года св.Феодором Стратилатом («сего ради и нарицается Феодоровская») из Городца после разорения его Батыем.

Почитание Феодоровской иконы как общерусской святыни началось в XVII веке. В «Книге глаголемой Новый Летописец» (1630) сообщается, что мать Михаила Романова, инокиня Марфа, благословила его на царство в Ипатьевском монастыре именно иконой Феодоровской Богоматери. В память об этом был установлен второй день празднования иконе - 14 марта, в день избрания на царство Михаила Романова. В 1636г. по желанию царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета древний образ поновили, и от него начались чудотворения. Кроме того, Богоматерь Феодоровская считалась помощницей в родах.

Новый этап в почитании образа связан с празднованием 300-летия династии Романовых в 1913г. В Царском Селе в 1909-1912гг. по проекту архитектора В.А.Покровского (при участии В.Н.Максимова) был построен собор Феодоровской иконы Божией Матери. В связи с этим собору придавалось исключительное идейное значение. Согласно замыслу императора Николая II, в нем были собраны древние иконы; новые образа исполнялись «по древним новгородским подлинникам» и «в духе XVII века».

Датировка и атрибуция: стилистика и приемы письма, а также обработка доски характерны для иконописи конца XIX - начала ХХ века.
Атрибутируемая икона, как и приведенная аналогия, рассчитывалась на оклад, который в данном случае так и не был сделан (отсутствуют отверстия от гвоздей на торцах и обрезах иконной доски). Поэтому светлый (белый и бледно-желтый) фон позднее прописали голубой краской, а нимбы выделили охрой. Под существующими надписями, исполненными неуверенной рукой и с ошибкой (в слове «Феодоровския» пропущена буква «с»), видны контуры первоначальных надписей, нанесенных краской другого оттенка. Отсутствие задуманного оклада - нередкий признак икон, написанных в 1914-1917гг. Учитывая, что особенно много икон Феодоровской Богоматери стали писать в связи с 300-летием династии Романовых в 1913г., можно предположить, что атрибутируемый памятник написан вскоре после юбилея.

Мастер, писавший лики, был высокопрофессиональным иконописцем. Ему удалось придать образу Богоматери особую проникновенность, которая обусловлена в первую очередь устремленным на зрителя взором Пресвятой Девы.
Атрибутируемая икона «Богоматерь Феодоровская» является качественным произведением позднего русского иконописания мстерско-палехского круга. Она имеет историко-культурную, коллекционную и музейную ценность.

Размер 30,7х26,4х2,7 см.

Есть поновления. Фрагментарные тонировки. Имеется кракелюр.
По копии независимой экспертизы произведений иконописи: Доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии РФ, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств И.Л.Бусевой-Давыдовой (2006).

Материал: Дерево
Размеры:
Страна: Россия
Год изготовления: начало 20 века
Состояние: отличное
Цена:
Заполните форму чтобы узнать стоимость предмета: