60 — 80-е: искусство СССР в стекле и керамике.

В 2017 году исполняется век революции 1917 года. С этой же даты исчисляются и культурные изменения в жизни российского общества. Годы шли своим чередом, и вот наступили 60-е, к ним принято романтично относиться: оттепель же, весна!

г. Москва
+7 (916) 677-6626, +7 (499) 246-4666
Комсомольский пр-кт., д.14/1, к.1; sov-art@bk.ru
г. Санкт-Петербург
+7 (921) 935-1792
ул. Зверинская, д.4; sov-art@mail.ru
Главная Справочник антиквара Авторы Добрынин П. И.

Авторы

Заводы

Клейма

Добрынин П. И.

ДОБРЫНИН Пракопий Иванович
13 марта (28 февраля по старому стилю) 1909 года в Якутске - 9-го октября 1966 года в Москве.

СКУЛЬПТОР Прокопий Иванович ДОБРЫНИН

  Имя известного советского скульптора Прокопия Ивановича Добрынина занимает одно из Видных мест в истории развития профессиональной скульптуры Якутии.

   Добрынин — художник, сложившийся в советскую эпоху. Его творчество посвящено созданию реалистического образа советского человека, образам фольклора, народного эпоса, сказки. Его работы характеризуют глубокий лиризм, поэтичность. Им созданы многочисленные майоликовые камерные скульптуры, прекрасные скульптуры из мрамора, бронзы и дерева. Он автор известных далеко за рубежами нашей Родины монументальных фонтанов на ВДНХ — «Каменного цветка» и «Золотого колоса». Живя в Москве. Прокопий Иванович оставался якутянином и всем своим творчеством был связан с родным суровым краем.

  П. И. Добрынин родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1909 года в Якутске, в семье чернорабочего. Здесь, в якутской юрте у Талого озера, в многодетной бедной семье прошло его безрадостное детство. Уже в советское время, в 1926 году, он успешно оканчивает школу второй ступени. Еще в школьные годы проявилась в подростке большая художественная одаренность, на которую обратил внимание его первый учитель рисования якут Иван Охлопков, принявший горячее участие в судьбе юного художника.

  Наркомпрос и Совнарком ЯАССР направили Прокопия Добрынина в центр для получения художественного образования. Но на приемных экзаменах выявляется, что у него нет необходимой подготовки для поступления в вуз, и юноша едет в Мстеру Владимирской области, где поступает в художественную коммуну (ныне художественно-промышленный техникум) на деревообделочное отделение, которое оканчивает в 1928 году, выполнив в качестве дипломной работы резное кресло. Осенью 1928 года Добрынин снова, и на сей раз успешно, держит конкурсный экзамен во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) и начинает учиться на архитектурном факультете по специальности художника-архитектора по строительству парков и легких сооружений.

  С 1932 по 1937 год П. И. Добрынин продолжает учебу во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде на скульптурном факультете. Здесь его учителями были такие выдающиеся советские скульпторы и художники, как В. И. Мухина, А. Т. Матвеев, С. Ф. Булаковский, В. А. Синайский, А. И. Савинов, которые помогли ему овладеть трудным мастерством ваятеля. В 1937 году за скульптуру «Дискометатель» и представленные тридцать скульптурных этюдов якутянину присваивается звание художника-скульптора.

   Еще, будучи студентом ВХУТЕИНА, в 1931 году, П. И. Добрынин начал самостоятельный творческий путь, был принят кандидатом ОРС (Общество русских скульпторов). В том же году он принял участие в выставке Общества, где выставил две скульптурные работы в мраморе: «Якутская пионерка» и «Восточная женщина в мехах», которые впоследствии вошли в собрание советской скульптуры Свердловской городской картинной галереи.

   В 1936—1937 годы П. И. Добрынин исполняет многочисленные небольшие этюды обнаженной женской и мужской натуры. Чаще всего это фигуры спортсменов: «Футболист», «Лыжник», «Боксер», «Бегун», «Копьеметатель», «Дискометатель» — вот далеко не полный перечень работ этой серии.  П. И. Добрынина увлекает красота мышц, игра линий, пластика форм. В этой спортивной серии, а также серии этюдов обнаженного тела, нас поражает хорошее .знание пластической анатомии, композиционное мастерство автора. Такова, например, небольшая бронзовая статуэтка «Жажда» — из собрания Якутского республиканского музея изобразительных искусств, которую можно считать подлинным шедевром молодого мастера. Все эти работы свидетельствовали об основательных и глубоких знаниях П. И. Добрынина, полученных в стенах Всероссийской Академии художеств, в них чувствуется строгая школа крупнейшего советского ваятеля А. Т. Матвеева, в мастерской которого он совершенствовался и рос творчески.

   По окончании Академии художеств Прокопий Иванович мечтал работать в Якутии, но его желанию не суждено было сбыться по не зависящим от него обстоятельствам... Его прошение-письмо осталось без ответа. Из Ленинграда молодой скульптор переезжает в Москву, где его вскоре принимают в члены Московского Союза Советских художников, и П. И. Добрынин активно включается в творческую и общественную жизнь столицы.

   Начинается новая страница его самостоятельной творческой работы. Из года в год П. И. Добрынин регулярно и успешно выступает со своими  работами на многих художественных выставках. В1937 году его произведения экспонируются в залах Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, на «Выставке московских скульпторов», в 1940 году — на «Выставке  скульптуры Московского Союза Советских художников», «Выставке художественного чугунного литья».

   В те годы в Москве все убыстряющимися темпами шло строительство. Сооружались жилые и общественные здания, строилось метро, закладывались первые павильоны   Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. К сооружению архитектурно-скульптурных ансамблей широко привлекались скульпторы и художники-монументалисты. От этого большого и общественного дела не стоял в стороне и Прокопий   Иванович.

   В творческом содружестве со скульпторами В. И. Деруновым, В. Н. Монаховым и С. И. Фокиным он принимает активное участие в работе над созданием многофигурного, гигантского рельефа над аттиковым фронтоном над входом нового здания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.

   Большой школой и проверкой знаний для П. И. Добрынина явилась работа над скульптурным оформлением павильона «Башкирской АССР» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году. Им были выполнены двухметровые скульптуры «Нефтяник-башкир» и «Колхозница-башкирка».

   Скульптор ищет своих героев среди людей труда. В этих скульптурах Добрынин находит то пластическое решение, которое помогает ему в «раскрытии монументальных, обобщенных образов строителей социалистического общества.

   Еще ярче и последовательней у скульптора П. И. Добрынина стремление к жизненной правде образа проявляется в 7-метровом барельефе «Дружба народов», выполненном из дерева также для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В этом монументальном барельефе автор удачно решает трудную и ответственную политическую тему. В течение 1938—1939 годов Добрынин выполняет еще целый ряд скульптурных работ на ВСХВ. Для зала Якутской АССР павильона «Дальний Восток» он исполняет фигуру «Якут с оленем», для павильона «Виноградарство» - ряд декоративных ваз. Успешная и плодотворная работа П. И. Добрынина по скульптурному оформлению павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки была отмечена правительственной благодарностью. В те же 1937 —1938 годы Прокопий Иванович работает по государственным заказам Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР, «Всекохудожника», участвует в конкурсах по созданию памятников великому пролетарскому писателю А. М. Горькому - для города Горького, гениальному русскому поэту А. С. Пушкину — для Ленинграда, казахского народного героя Амангельды Иманова — для столицы Казахстана — Алма-Аты. Проекты Добрынина неоднократно отмечались в печати. К сожалению, ни один из них в дальнейшем не был осуществлен.

   При всей занятости работой над монументальными произведениями, скульптор всегда уделял много внимания созданию небольших камерных скульптур — скульптуре малых форм. В них с особенной рельефностью, проявились черты, свойственные самобытному, глубоко поэтическому, лирическому складу дарования ваятеля. В предвоенные годы им выполнена большая серия статуэток на спортивную и оборонную тему: «Физкультурник с ядром», «Лыжник», «Игра в мяч», «Копьеметатель», «На защиту Родины», «Тревога», «В дозоре»... Часть из них была отлита в чугун и бронзу.



 

   В 1940 году скульптор Добрынин создает из мрамора скульптуру «Якут-охотник», подкупающую зрителей большой искренностью и непосредственностью. В ней мастеру хорошо удается образ скромного труженика якутской тайги. Впоследствии Прокопий Иванович часто возвращается к любимой теме. Скульптура «Якут-охотник» интересно решена по композиции, выразительна по пластическому языку. И не случайно эта интересная и значительная работа имела в свое время большой успех на выставке молодых художников 'РСФСР. Успех «Якута-охотника» убедительно показывает, какой творческой зрелости достиг скульптор П. И. Добрынин в предвоенные годы, какой обрел опыт в работе. В воображении скульптора рождались новые замыслы и планы. Но кипучую творческую деятельность прервало вероломное нападение фашистских орд на нашу священную землю.



 

   В первые дни Великой Отечественной войны Московский Союз художников направил многих своих членов на маскировочные работы. Скульптору Добрынину было поручено принять участие в маскировке завода «Динамо». А когда враг был на подступах к Москве, Добрынин добровольно пошел в ряды Советской Армии. На Западном и Белорусском фронте он командует взводом автоматчиков, участвует в боях за освобождение Нарофоминска. Потом он — начальник штаба заградительного отряда, а в августе 1942 года — командир роты. В марте 1943 года в бою под Косьяновкой Прокопий Иванович был тяжело ранен (перелом бедра). После излечения он вернулся в ряды армии и вновь был ранен под Гомелем фашистской пулей. Госпиталь, затем снова фронт и жаркие бои... За проявленное мужество и геройство скульптор П. И. Добрынин награжден командованием орденами Красная Звезда, «Великая Отечественная война» Первой степени и многими медалями

   Добрынин демобилизовался только в мае 1946 года. Горячо включается он в творческую и общественную работу Московского Союза художников, выполняет заказы Комитета по делам искусств СССР Росскульптора и Художественного фонда СССР, участвует в различных выставках.




   Очевидец и активный участник великой битвы с фашизмом многие свои лучшие работы Прокопий Иванович посвящает ее героям. Едва оправившись после тяжелого ранения,  скульптор еще в 1944 голу создает выразительный «Портрет Героя Советского Союза Ишутина» и проект памятника погибшим в Великой Отечественной войне. Работает он много, стараясь наверстать упущенное время. Он создает запоминающийся скульптурный портрет подростка-школьника, героя Великой Отечественны партизана-разведчика Вани Луня, а также майоликовые композиции «Боевые друзья», «Автоматчики» и многие другие  работы. Из произведений П. И. Добрынина на тему Великой Отечественной войны выделяется многофигурная  майоликовая композиция «Василий  Теркин» по мотивам одноименной поэмы Александра Твардовского Композиция из девяти фигур. В центре ее Василий Теркин; его образ — большое творческое достижение скульптора.  Удачно решены и фигуры бойцов и медсестры, выполненные скульптором с присущим ему мастерством.


  Летом 1947 года правительство Якутской АССР приглашает скульптора-якутянина на юбилейные торжества, посвященные 25-летию Якутской Автономной Республики. Здесь он выполняет ряд интересных работ для народнохозяйственной выставки «XXV лет ЯАССР». За большую творческую и общественную работу, за достижения в области изобразительного искусства нашей республики Указом Президиума Верховного Совета Прокопию Ивановичу было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Якутской АССР.

   За время пребывания в Якутске П. И. Добрынин выполняет небольшие  портретные фигуры «Народный художник   Якутской   АССР П.  П.   Романов» и «Заслуженная артистка   РСФСР «и Якутской АССР А. И. Егорова» и ряд других   работ. Приезд на родину творчески обогатил скульптора,    всколыхнул в душе его дорогие воспоминания, и он с новой энергией берется за якутскую тематику, за воплощение в своем искусстве образов дорогих и близких его сердцу. По возвращении в Москву он завершает новый вариант композиции «Якут-охотник» (1948 г.) На этот раз он дает не поясное решение, а изображает якутского охотника в полный рост с ружьем за плечом.

   В послевоенные годы П. И. Добрынин особенно много работает в своем излюбленном материале — майолике, виде керамической техники — цветной обожженной глины, покрытой глазурью. Он умеет извлекать из этой древней техники неожиданные результаты. В своих небольших майоликовых скульптурах он использует ее богатые декоративные возможности, добивается неожиданных цветовых сочетаний, в которых проявляется его недюжинное дарование колориста. Праздничная нарядность майолики созвучна народному искусству, и не случайно П. И. Добрынин обращается в своем творчестве к фольклорным темам («Иван царевич на сером волке», «Царевич Гвидон, убивающий коршуна», «Снегурочка», «Сказка о Золотой рыбке» и «Туярыма Куо», «Чурум-Чурумчуку», «Полевой Цветок с женихом Бергеном»). Особенно замечательна работа «Полевой Цветок с женихом Бергеном», о которой в статье «О керамической скульптуре малых форм» в журнале «Искусство» искусствовед Елена Тагер писала: «Проникновением в мир национального якутского эпоса отличается его майоликовая композиция «Полевой цветок с женихом Бергеном». Есть и эпическая широта, и высокий лиризм в образах народного героя и прильнувшей к нему девушки. С музыкальной лиричностью построен этот любовный дуэт, нет ничего размельченного в его образах, все дано экономно и обобщенно и вместе с тем с ярко выраженной национальной окраской».

   В 1949—1950 годы скульптор П. И. Добрынин работает над монументальной майоликовой «Вазой-чороном». В этой декоративной вазе он удачно использовал формы якутского деревянного кумысного кубка — чорона для кумыса. Изготовление и дальнейший обжиг полутораметровой керамической вазы представлял немалые технические трудности, которые многоопытным мастером-керамистом были преодолены. В дальнейшем им было создано немало  кубков-чоронов  различной формы, изукрашенных национальным орнаментом. На ряду с работой по декоративно-прикладному искусству и скульптуре малых форм, П. И. Добрынин работает по скульптуре станковой и монументально-декоративной. Созданная им скульптура «Красногвардеец» вошла в собрание советской скульптуры Государственной Третьяковской галереи. В ней скульптор отчетливо обрисовал солдата революции. Волевое, открытое лицо, непреклонный взгляд, руки, крепко сжимающие винтовку, фигура — все это объединено общим выражением спокойной решимости защищать до последней капли крови завоевания Октября. Работу отличает простота композиции, строгий и четкий рисунок, пластическая выразительность.

   В 1952 году по приглашению юбилейной комиссии по проведению 30-летия Якутской АССР скульптор П. И. Добрынин снова приезжает в Якутск. Здесь им выполнены ряд барельефов и большая скульптура «В. И. Ленин»— это одна из первых попыток воссоздать в изобразительном искусстве нашей республики образ гения революции, великого вождя мирового пролетариата. В скульптуре «В. И. Ленин» Добрынин, следуя своему творческому методу, достигает монументальности решения сдержанными и лаконичными художественными средствами.

 

   По прибытию в Москву из Якутска Прокопий Иванович выполняет значительные работы для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, где в 1952—1953 годы были сооружены два гигантских мозаичных фонтана «Каменный Цветок» (по мотивам уральского сказа Бажова) и «Золотой колос». Авторами проекта и исполнителями были заслуженный деятель искусств Якутской АССР П. И. Добрынин и архитектор К. Т. Топуридзе. Создателей этого необычайного произведения вдохновило неисчерпаемое художественное богатство русского народного творчества. Лепестки «Каменного цветка» украшены затейливыми мозаичными узорами русского народного орнамента. Мозаика искусно имитирует драгоценные породы камней малахита, яшмы, лазурита, орлеца. Фонтан-колос является и выдающимся гидротехническим сооружением. Из «лепестков» его выбрасываются тысячи струй воды на высоту трех десятков метров. «Каменный Цветок» необычайно украсил Площадь колхозов ВСХВ. А в противоположной стороне выставки, в зоне отдыха, отражаясь в зеркальных водах пруда, поднялся другой фонтан — «Золотой Колос».

 

   Тонкие струи воды создавали красивую пирамиду из «усов» колоса. Создание этих замечательных фонтанов — большая творческая победа скульптора П. И. Добрынина, которому Главвыставком присудил Малую золотую медаль. В эти годы по заказу Моссовета и по поручению Академии художеств СССР Добрынин выполнил два пристенных мозаичных фонтана: «Чудо-Цвет» и «Раковину».

   1957 год был особенно плодотворен в жизни П. И. Добрынина. Он создает «Портрет народной артистки РСФСР и Якутской АССР А. И. Егоровой», композиции «Чурум-Чурумчуку» и «Навеки вместе». Эти работы и ряд других произведений скульптора экспонировались в Москве на Выставке изобразительного искусства и народного творчества Якутской АССР в Государственном музее революции.

   Из года в год якутская тема занимает все больший удельный вес в творчестве Добрынина. Он создает многочисленные портретные работы. Среди них «Портрет народного поэта Якутии С. Р. Кулачикова-Элляя», «Портрет народного писателя Якутии Н. E. Мординова», «Портрет якутского поэта Леонида Попова», «Портрет народного художника Якутской АССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР Г. М. Туралысова» и многие другие. Кроме конкретных портретов, П. И. Добрынин создал немало обобщенных образов— «Сын Якутии» (мрамор), «Комсомолец-охотник» (мрамор), «Искатель алмазов» (майолика) и «Юность» (фаянс). В них чувствуется большое знание якутского народного быта, глубокое проникновение в мир изображаемых образов. Скульптор П. И. Добрынин не мыслил своего творчества вне связи с жизнью народа, с жизнью родной страны.

   С удовольствием трудился П. И. Добрынин и в области создания бытовых предметов на основе использования народного декоративно-прикладного искусства. Он большой знаток самобытного якутского искусства, народного орнамента. Им созданы образцы фарфоровой и фаянсовой посуды — различные кубки-чороны, чаши, кумысные сервизы, декоративные тарелки и блюда. И что самое ценное — творения его рук можно увидеть не только в музейных витринах, но и в быту жителей самых отдаленных уголков Якутии.

   Характеристика жизненного и творческого пути скульптора П. И. Добрынина будет неполной, если не сказать о его общественной и педагогической работе. Добрынин, наряду с творческой деятельностью, вел общественную и педагогическую работу. Он — член многих художественных советов, бюро скульптурной секции Московского Союза Советских художников, правления Московского отделения Художественного фонда СССР. В 1955 —1961 годы Прокопий Иванович руководил группами скульпторов, работавших в Доме творчества Союза художников СССР «Майори» (Латвийская ССР). С 1960 года П. И. Добрынин преподает на художественно-технологическом факультете МТИ, проводя занятия по скульптуре и рисунку. В 1962 году он был утвержден в звании доцента.

   За время своей творческой деятельности П. И. Добрынин был участником почти всех Всесоюзных художественных выставок, его работы экспонировались на выставке советского искусства в Бухаресте. Он был участником выставок, проводимых в Якутской АССР. Его работы экспонировались на пяти персональных выставках. Произведения скульптора представлены в 15 музеях нашей страны: в Москве, Риге, Рязани, Иркутске, Серафимовиче, Ульяновске, Петрозаводске, Свердловске, Якутске и других городах. В 1957 году Добрынину присваивают почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

   П. И. Добрынин умер 9-го октября 1966 года в Москве. Прах его погребен на горе у Белого озера близ Якутска. В августе 1967 года в Центральном выставочном зале Союза художников СССР состоялась персональная, посмертная выставка его работ. Память о нем будет всегда жить в его замечательных творениях. «...Думается, что творчество этого замечательного скульптора, впервые претворившего в профессиональной скульптуре образы и поэтический склад души якутского народа, оставит свой след и в творческой биографии молодых якутских скульпторов»,— пишет якутский искусствовед кандидат наук Иннокентий Потапов.

Л. ГАБЫШЕВ, заслуженный деятель искусств Якутской АССР

Подпись автора